«Святочные гулянья»

Паспорта музыкальных инструментов

Название: Гитара

муз.инстр

Группа:— струнный щипковый

Родина: По мере распространения гитары из Средней Азии через Грецию в западную Европу слово «гитара» претерпевало изменения: «кифара (ϰιθάϱα)» в древней Греции, латинское «cithara», «guitarra» в Испании, «chitarra» в Италии, «guitare» во Франции, «guitar» в Англии и наконец, «гитара» в России. Впервые название «гитара» появилось в европейской средневековой литературе в XIII веке.

Происхождение: Изображения киннора (шумеро-вавилонский струнный инструмент, упоминается в библейских сказаниях) найдены на глиняных барельефах при археологических раскопках в Месопотамии. В древнем Египте и Индии также были известны похожие инструменты: набла, нефер, цитра в Египте, вина и ситар в Индии. В древней Греции и Риме был популярен инструмент кифара. В Россию гитара попала относительно поздно, когда в Европе она была известна уже пять веков. Основательное место гитара получила благодаря приехавшим в Россию в конце XVII века итальянским композиторам и музыкантам, в первую очередь Джузеппе Сарти и Карло Каноббио.

Способ звукоизвлечения: Основным способом звукоизвлечения на гитаре является щипок — гитарист зацепляет кончиком пальца или ногтем струну, слегка оттягивает и отпускает.

Устройство: Гитара представляет собой корпус с длинной шейкой, называемой «гриф». Вдоль грифа натянуты струны, закрепленные одним концом на корпусе, другим на колковой коробке на окончании грифа.

На корпусе струны крепятся неподвижно посредством подставки, на головке грифа с помощью колкового механизма, позволяющего регулировать натяжение струн.

Струна лежит на двух порожках, нижнем и верхнем.

 

Название: Балалайка

муз.инстр1

Группа:струнные щипковые инструменты

Родина: Россия

Происхождение: первое письменное упоминание – в 1688 году

Тембр: легкий, забавный

Звукоизвлечение: щипками или бряцанием – ударом указательного пальца по всем струнам

Виртуозы: Рожков Михаил, Осипов Николай, Конов Владимир и др.

Устройство: деревянный треугольник или полусферический корпус и длинный гриф, на который натянуто три струны

 

Название: Кларнет

муз.инстр2

Группа: деревянный духовой музыкальный инструмент с одинарной тростью

Родина: Был изобретён около 1700 года в Нюрнберге

Происхождение: Предок кларнета возник, по-видимому, за несколько тысячелетий до н.э. в восточном Средиземноморье

Тембр:

— резкий, пронзительный тембр в самом высоком регистре;

— светлый, звонкий тембр в высоком регистре;

— матовый, тусклый тембр в среднем регистре;

— мрачный тембр в нижнем регистре.

Виртуозы: Иван Мюллер, Генрих Йозеф Берман, Бенни Гудмен, Сергей Розанов, Владимир Соколов

Устройство: деревянный духовой музыкальный инструмент, имеющий цилиндрическую трубку, звук в которой возникает в результате колебания одинарной трости (язычка) под воздействием вдуваемого воздуха.

 

Название: Дудка.

муз.инстр3

Локальные названия пасвісцёл, свірасцелка, сапёлка, жалейка, шасцяруха, гуслі, пішчэлка.

Группа: народный музыкальный духовой инструмент.

Происхождение: Был известен с древних времён как пастушеский инструмент. Семейства продольных флейт — сопели и свирели. Археологические раскопки свидетельствуют, что на костяных дудках играли задолго до нашей эры. В этнографических материалах XVIII и XIX вв. упоминаются деревянные и тростниковые дудочки.

Тембр: имеет мягкий, ласковый звук различной окраски и силы в разных регистрах.

Звукоизвлечение: Хроматические звуки извлекаются благодаря неполному прикрытию пальцами звуковых отверстий. Точность звучания достигается: навыками в дыхании и подаче струи воздуха в ствол инструмента, правильном расположении самого инструмента.

Устройство: из бузинной тростины или камыша и имеющий несколько боковых отверстий, а для вдувания — мундштучок.

Это интересно: Чаще всего, если верит легендам и мифам, такими инструментами пользовались пастухи, очаровывая своей игрой и стадо, и диких зверей и даже природу. Например, мифологический персонаж Пан из легенд древней Греции.

 

Название: Бубен

муз.инстр4

Группа: ударные

Родина: Бубен был распространён на Украине и в Белоруссии

Происхождение: Одно из описаний бубна вместе с трубами в качестве военно-музыкального инструмента относится к X в. (960-е годы) и включено в описание похода князя Святослава Игоревича. Бубен известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов.

Тембр: красочный и сильный. Удар бубна не только слышится, но чувствуется всем телом: его звук содержит ультранизкие, вплоть до единиц герц, частоты.

Виртуозы: «Народные виртуозы при игре на бубне выделывают разные фокусы, подбрасывая его и схватывая на лету, бьют бубном то по своим коленкам, то ударяя по голове, подбородку, даже по носу, барабанят по бубну кистью рук, локтём, пальцами, делают тремоло и вой, проводя по коже большим пальцем правой руки и прочее».

Устройство: представляет собой неширокую деревянную обечайку круглой формы с натянутой на одну сторону кожаной мембраной и подвешенными с внутренней стороны бубенчиками и колокольчиками. Ударяли по мембране пальцами, кистью.

 

Название: Ксилофон

муз.инстр5

Группа: — ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания.

Родина: инструменты подобного типа встречались и встречаются до наших дней у разных народов Африки, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки.

Происхождение: Усовершенствование ксилофона относится к 1830-м годам. Белорусский музыкант Михоэл Гузиков расширил его диапазон до двух с половиной октав, а также изменил конструкцию, расположив бруски особым образом в четыре ряда. Такая модель ксилофона использовалась в дальнейшем в течение более ста лет.

Тембр: резкий, щёлкающий в форте и мягкий, в пиано

Звукоизвлечение: По брускам ударяют палочками с шарообразными наконечниками или специальными молоточками, похожими на небольшие ложки (на жаргоне музыкантов эти молоточки называют «козьими ножками»).

Виртуозы: Михоэл Гузиков

Устройство: Представляет собой ряд деревянных брусков разной величины, настроенных на определённые ноты. На современном ксилофоне бруски расположены в два ряда наподобие клавиш фортепиано, снабжены резонаторами в виде жестяных трубок и размещены на специальном столике-стенде для удобства передвижения.

 

Название: Баян

Группа:духовые язычковые

Родина: Тула

Происхождение:  разновидность  гармоники с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым аккордовым аккомпанементом на левой; назван в честь древнерусского певца-сказителя Бояна.

Тембр: глубокий, густой, «дышащий» звук, соответствующий широте русского характера.

Звукоизвлечение: Звук в баяне возникает за счёт колебания язычков — металлических пластинок — под воздействием воздушной струи из мехов.

Устройство: баян состоит из трёх частей — правый полукорпус, левый полукорпус, меха.

Известные исполнители: В. А. Романько,  Виктор Фёдорович Гридин, Фёдор Валентинович Чистяков,  «Баян-MIX»

Фактически, баян является разновидностью аккордеона.

 

Название: Аккордеон

37_3

Группа: духовой язычковый музыкальный инструмент, ручная гармоника.

Родина: Появление гармоник в России датируется началом 40-х годов XIX в.

Происхождение: с 1860-х годов во Франции выпускается аккордеон, где фортепианной правой клавиатуре соответствуют басы и аккорды левой клавиатуры; в начале ХХ века он получает все большую популярность в США, а к 1930-м годам также в Японии, Латинской Америке, Китае

Тембр: красивый и сочный

Звукоизвлечение: звуки издают свободно проскакивающие металлические язычки – тонкие пластинки, колеблющиеся под действием струи воздуха, нагнетаемой мехами. Левой рукой исполнитель управляет мехами, а также нажимает на кнопки басов и аккордов для аккомпанемента мелодии, которая исполняется правой рукой. Использование множества т. н. регистров даёт возможность моделировать множество других инструментов и тем самым фактически заменить их звучание.

Зависимость извлечения звука от движения меха даёт простор дополнительным приёмам звукоизвлечения (например, вибрато) вплоть до изменения высоты ноты на дробные доли тона (нетемперированное глиссандо).

 

Название: Гармонь (гармошка)

a993546c5aa5

Группа: язычковый клавишно-пневматический

Родина: Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века уроженцем города Фридрихрода Кристианом Бушманом. Однако есть и другие данные. Сами немцы считают гармонь русским изобретением, а согласно исследованиям академика Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника

Происхождение: Гармонь происходит из рода язычковых инструментов.Звук из них извлекается за счет колебания надрезных металлических язычков. Первая гармонь была бамбуковой и состояла из корпуса с прикрепленными к нему трубочками. Пустые внутри бамбуковые палочки имели круглые боковые отверстия, а внизу — металлические пластины с вырезанными язычками. Китайские мудрецы не скупились на шэны — так они называли свои бамбуковые гармошки — и пускали на язычковые пластины золото, серебро, медь. В IV веке до нашей эры бирмские и лаосские лушэны (и более поздние китайские шэны I века) принадлежали философу-учителю. Раскрывая ученикам тайны мира, он играл на гармонике. Видно, не случайно усовершенствованному шэну дали название гармоника (от греческого гармония — слаженность, соразмеренность).

Тембр: мягкий, глуховатый, можно сказать, «гнусавый» тембр.

Способ звукоизвлечения: гармони, у которых при растяжении и сжатии мехов каждая кнопка при нажатии даёт звук одной и той же высоты; гармони, у которых высота звука меняется в зависимости от направления движения мехов.

Устройство: Сердцем гармошки являются планки. Именно планки издают милые сердцу звуки. Планка — это металлическая рамка, на которой закреплен металлический язычок. Планки с помощью парафина крепятся в ряд на планочной рейке, которая в свою очередь установлена на городушках (целая система воздушных каналов подводящих воздух к планкам). К городушкам  воздух подается через клапаны.

Страницы: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.