28.04.2014

Консультация: » Виды и содержание продуктивных видов деятельности».

Введение новых Федеральных государственных требований к дошкольному образованию диктует обновление содержания и форм работы с детьми. Интеграция образовательных областей является научно-методической основой ФГТ. Продуктивная детская деятельность связывает, как правило, следующие образовательные области: познание, художественное творчество, труд, коммуникация, социализация, безопасность..

Продуктивный виды детской деятельности, — это те  или иные способы деятельности ребенка, цель которых получить продукт, имеющий конкретный набор качеств. В эту категорию входят:

разные способы собирания конструкций,

поделки из пластилина или специальной глины,

выполнение аппликационных работ, мозаики,

изготовление разных поделок,

более сложная работа – те или иные макеты. Все виды, перечисленные выше, выполняют ответственную функцию по развитию дошкольников.

 

Продуктивная деятельность являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

На какие два вида можно разделить продуктивную деятельность?

Это изобразительная и конструктивная деятельность. Они  имеют моделирующий характер.  Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Что включает в себя изобразительная деятельность — рисование, лепка, аппликация.

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.

Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, — глиной и пластилином.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Конструирование из различных материалов  — вид изобразительной деятельности

В детском саду применяются такие виды конструирования: из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.

Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится.

На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел.

Успешность реализации замысла продуктивной деятельности во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать ход своих действий.

Способы и приемы  для активизации детей в продуктивной деятельности:

  • Проектная деятельность
  • Игровые приемы
  • Наблюдение детьми за процессом создания объекта
  • Игровые упражнения
  • Образовательные ситуации
  • Экспериментирование и опыт и т. д.
  • Создание у детей установки на самостоятельный поиск через особую позицию педагога — «не учить, а сотрудничать» (поддерживать инициативу ребенка, в случае необходимости помогать, подсказывать) .

Воспитатель включается в деятельность наравне с детьми – наметив для себя план работы, сам начинает действовать. Становится живым образцом планомерной организации работы. Он не инструктирует и не контролирует детей, а обсуждает замыслы, анализирует вместе с ним образцы, комментирует шаги своей работы;  поддерживает у детей интерес к работе.

Взрослый ведет себя непринужденно, поясняя свои действия, принимая детскую критику и, не препятствуя комментированию вслух, обсуждению дошкольниками их собственной работы, обмену мнениями и оценками, спонтанно возникающей взаимопомощи. Только такая форма работы по продуктивной деятельности может принести высокий результат, удовлетворение и радость детям.

Литература:

  • Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование, М., 1999г.,
  • Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду, М., 2005г.,
  • Комарова Т. С. Детское художественное творчество, М., 2005 г.,

Составила: старший воспитатель БДОУ «Любинский д\с №2» Холявко Л.С.

Апрель 2017г.